9 ава: из истории скорбного поста

9 ава
11:07, 21 июля 2018

С вечера 21 июля до вечера 22 июля этого года евреи всего мира отмечают траурный пост 9 Ава.

В середине лета на еврейском календаре есть трёхнедельный траурный преиод, который называется «бейн а-мцорим», «меж теснин». Именно в эти дни почти две тысячи лет назад на улицах Иерусалима шли ожесточённые бои – римские легионы рубили дорогу к Храму, а евреи мужественно защищали свою святыню (сейчас для того, чтобы пройти путь от крепостной стены до Стены Плача нужно минуты 4, а римлянам на это понадобилось три недели!). Заканчивается этот траурный период девятого числа еврейского месяца ав, в день, когда были разрушены и Первый, и Второй Храмы.
9 ава – это апогей национальной трагедии, день, в который евреи постятся в память о разрушенных Храмах. 
Пару слов о порядках и обычаях этого дня…
Начинается пост с заходом солнца в день, предшествующий девятому числу (в этом году – вечером 21 июля, в 20.41), и продолжается до наступления темноты (до выхода звёзд) в день Девятого ава (в этом году – вечером 22 июля, в 21.17). 
Последнюю трапезу перед началом поста (называется «сеудА-мафсЕкет», «разделяющая трапеза») начинают с варёного яйца – традиционного символа скорби и еды скорбящих, которое окунают в пепел, как напоминание о сожженном Храме.
В течение всего поста (то есть, почти 25 часов): не едят и не пьют (т.е. абсолютно ничего не едят и не пьют); не купаются (можно лишь ополаскивать руки в гигиенических целях); не вступают в интимные отношения; не пользуются парфюмерией («благовониями и притираниями»); не носят кожаную обувь. 
В это время не принято работать или заниматься делами (либо, если эти дела неотложны, то ими занимаются со второй половины дня), а первую половину дня (начиная с вечера предыдущего дня) сидят на полу или на низкой скамейке, как принято у скорбящих.
9 ава не изучают Тору, так как она является источником радости. Читают и изучают лишь тексты, связанные с выражением скорби и горести книгу «Эйха» (Плач Ирмияѓу) и траурные элегии, которые называются «кинос».
9 ава в синагоге не включают яркое освещение, оставляя неяркий, притушённый свет, соответствующий дню скорби, и снимают парОйхес (занавес), висящий перед Арон-кОйдеш (шкаф, где хранятся свитки Торы). В этот день евреи не приветствуют друг друга (слово «шалом» одного корня со словом «шлемут» (совершенство), а как раз в этот день мы от него, ой, как далеки) и при встречах-прощаниях ограничиваются кивками. Правда, если здоровается человек, незнакомый с этим обычаем, ему отвечают на приветствие, не выражая, однако, чрезмерной радости, и давая понять, что «не время сейчас».
P.S. Поскольку в этом году 9 ава приходится на субботу, когда выражение скорби запрещено, пост переносится на воскресенье, 10 ава.
ЧЁРНЫЙ ДЕНЬ КАЛЕНДАРЯ
День 9 ава считается самым неудачным днём в еврейской истории, днём, принёсшим еврейскому народу множество бедствий.
Началось всё ещё в 2449 году от Сотворения Мира, во второй год Исхода из Египта (1312 год до н.э.), когда поколение евреев, 16 месяцами ранее вышедших из Египта под руководством Моше-рабейну (Моисея), было осуждено Всевышним на гибель в пустыне. Тогда же им было предсказано, что они достигнут Эрец-Исраэль (Израиля) лишь после 40 лет странствий в пустыне.
Почему? После того, как 8 ава вернувшиеся с задания разведчики запугали слушателей рассказами о страшных жителях-великанах и предсказали неминуемую гибель народа при попытке завоевания этой земли, евреи всю ночь оплакивали свою печальную судьбу, заявляя, что лучше б они вернулись в Египет, чем пытаться завоевывать эту землю и жить на ней. И тогда Б-г постановил, что это поколение будет в течение 40 лет странствовать по пустыне, пока не умрут все люди, старше 20 лет, и лишь их дети, под руководством Йеѓошуа бин-Нуна (Иисуса Навина) смогут войти в страну, обещанную дому Израиля в вечное владение.
А вот ещё несколько печальных событий этого дня.
9 ава 3337 года (423 год до н.э.) – разрушение вавилонянами Первого Храма. Это привело к тому, что месторасположение Храма покинула Шхина (Б-жественное присутствие), были утеряны большинство свидетельств событий, описанных в Торе – Ковчег Завета, скрижали Завета, посохи Аѓарона и Моше, семисвечник-менора и т.д. Правда, считается, что, в преддверии грядущей трагедии, эти вещи были заранее спрятаны в недрах Храмовой горы и с восстановлением Храма всё это будет вновь извлечено из потайных мест. 
9 ава 3829 года (69 год н.э.) – разрушение римлянами Второго Храма. 
После разрушения Второго Храма были прекращены жертвоприношения (они будут возобновлены после восстановления Храма), а также утеряна или уничтожена храмовая утварь. И если разрушение Первого Храма привело к вавилонскому изгнанию, длившемуся 70 лет, то гибель Второго Храма стала прелюдией к изгнанию нынешнему, длящемуся уже почти 2000 лет.
9 ава 3893 года (133 год н.э.) – Падение крепости Бейтар. Бейтар был последней цитаделью, которую обороняли воины армии Бар-Кохбы – руководителя Великого восстания. В этот день, после трёхлетней осады Бейтар пал, и его падение поставило точку в этом восстании. Всего в ходе его от голода или от рук римлян погибло почти 600 тысяч евреев, включая самого Бар-Кохбу. 
9 ава 3895 года (135 год н.э.) – Иерусалим сравняли с землей, а его территория была распахана плугом. Стремясь уничтожить всякую память о евреях, причинивших своим восстанием столько неприятностей Риму, император Адриан приказал переименовать римскую провинцию Иудея в Палестину, а Иерусалим разрушить, а его территорию – распахать. На месте еврейской столицы был воздвигнут римский посёлок Элия Капитолина, и доступ на его территорию евреям разрешался один день в году – 9 ава, чтобы они могли поплакать возле Храмовой горы и остатков западной стены храмового комплекса (Стены Плача).
9 ава 4885 года (14 июля 1095 года н.э.) – Папа римский Урбан II объявил о начале первого крестового похода, в результате которого крестоносцы убили десятки тысяч евреев и уничтожили множество еврейских общин.
9 ава 4906 года (20 июля 1146 года н.э.) – Погромы в еврейских общинах Германии и Франции во время второго крестового похода.
9 ава 5050 года (18 июля 1290 года н.э.) – Изгнание евреев из Англии. В этот день королем Эдуардом I был подписан указ об изгнании евреев с Британских островов.
9 ава 5252 года (2 августа 1492 года н.э.) – Изгнание евреев из Испании. Указ об изгнании евреев с территории Испании, подписанный в этот день королем Фердинандом и королевой Изабеллой, закрыл последнюю страницу многовековой истории блестящей испанской общины. 
9 ава 5108 года (5 июля 1348 года н.э.) – Европейские евреи обвинены в организации одной из крупнейших в истории эпидемий чумы («Черной смерти»). Это обвинение привело к жестокой волне погромов и убийств.
9 ава 5315 года (27 июля 1555 года н.э.) – евреи Рима переселены в первое в истории гетто.
9 ава 5317 года (15 июля 1567 года н.э.) – Переселение в гетто остальных евреев Италии.
9 ава 5408 года (18 июля 1648 года н.э.) – Резня десятков, а то и сотен тысяч евреев в Польше, Украине и Бессарабии, устроенная Хмельницким и его сподвижниками.
9 ава 5642 года (25 июля 1882 года н.э.) – Еврейские погромы в пределах черты оседлости Российской империи.
9 ава 5674 года (1 августа 1914 года н.э.) – Начало Первой мировой войны. Первая мировая принесла неисчислимые бедствия всему европейскому континенту. Основной театр военных действий на Восточном фронте пришёлся на черту оседлости Российской империи и российские власти, заподозрив евреев в лояльности к наступающим немецким и австро-венгерским войскам, приняли решение выселить всех евреев из прифронтовой полосы. Это повлекло за собой разорение и гибель многих еврейских местечек, а следствием мировой войны стала революция и гражданская война с её деникинскими, петлюровскими, махновскими погромами и советско-польская война, в которой погромы устраивали обе стороны.
9 ава 5702 года (23 июля 1942 года н.э.) – Начало депортации (а фактически – уничтожения) евреев из Варшавского гетто (немцы были не чужды мистике и всячески старались приурочить свои «акции по решению еврейского вопроса» к еврейским же датам, особо выделяя 9 ава).
9 ава 5702 года (23 июля 1942 года н.э.) – Начало работы лагеря смерти в Треблинке.
9 ава 5754 года (17 июля 1994 года н.э.) – Взрыв в еврейском общинном центре (AMIA) Буэнос-Айреса. Организованный арабскими террористами взрыв в столице Аргентины стал самым кровавым действием против евреев в странах диаспоры со времен Холокоста. При взрыве погибло 86 человек и было ранено свыше 120.
Предлагаем вашему вниманию видеоролик об этом дне: