«Carmina Burana» в Оперном театре

02:03, 02 марта 2020

Около сотни артистов, эмоциональная музыка, прекрасная хореография, божественное звучание детского хора, 

– таким мне запомнилась премьера сценической кантаты – «Кармина Бурана».   немецкого композитор Карла Орфа.

Как сообщила  пресс-служба Оперного театра, в этом году весь музыкальный мир отмечает 125-летие со дня рождения Карла Орфа (1895 – 1982 гг.) – одного из крупнейших музыкантов XX века, немецкого композитора, дирижера, автора особой методики детского музыкального воспитания. Таким образом, юбилей решили отметить постановкой одного из самых известных и  противоречивых произведений композитора  -  «Кармина Бурана».

С момента премьеры и по сей день можно встретить диаметрально противоположные мнения, как о сочинении, так и о его авторе. Но все противоречия отвечают духу эпохи: 1937 год, нацизм в Германии, еврейские корни композитора…

К моменту  написания произведения Карлу Орфу исполнилось 40 лет, и он был известен как педагог-новатор. Они с женой только недавно открыли школу, где обучали детей по собственной методике – через движения тела, ритм и игру на простейших инструментах пытались «разбудить» природную музыкальность и талант.

И именно в этот момент ему в руки попал сборник-песенник, найденный в одном из баварских монастырей. Он был датирован началом 14 века, и содержал множество текстов, написанных вагантами – странствующими певцами и поэтами. Название «Carmina Burana»  дал первый хранитель и издатель сборника Иоганн Шмеллер по названию местности, в которой тот был найден. «Фортуна, играючи, подсунула мне в руки каталог Вюрцбургского антиквариата, где я нашел название, которое магической силой приковало мое внимание: «Кармина бурана – немецкие песни и стихи из рукописей 13 века, изданные Иоганном Шмеллером» - так отозвался о свём приобретении Карл Орф.

Находка настолько впечатлила  музыканта,  что он немедленно приступил к написанию музыкального произведения.

 Сценическая кантата – это, прежде всего, зрелище, мистерия, где сочетается слово, музыка, балет, вокал. Помимо звукового воздействия, автор продумал оригинальное оформление сцены – в течение всего часа, что шло представление, на сцене вращалось огромное колесо, которое повергало публику в трепет.

По случаю 125-летия со дня рождения Карла Орфа, а также в рамках партнерства с художниками из Бельгии, Нидерландов, Германии Одесский  театр вновь обращается к воплощению этого популярного и противоречивого произведения ХХ века. Представление сочетает авторский хореографический "язык" балета и движения хора, видеографическое сопровождение, сценический свет и неповторимую по эмоциональному наполнению музыкальную палитру Карла Орфа в исполнении оркестра, хора, балета и солистов театра.

Не пытайтесь отыскать смысл или найти общее во всех номерах. Несомненно, одно – профессионализм артистов! Мне хотелось бы отметить всех, кто работал над данной постановкой. Однако это был бы слишком большой перечень. Назовём главных участников.

Дирижер-постановщик – главный дирижер театра Вячеслав Чернуха-Волич.
Дирижер – заслуженный артист Украины Игорь Чернецкий.

Импресарио  - Здислав Супеж .
Хормейстер-постановщик – главный хормейстер театра Валерий Регрут.
Хореограф и режиссер-постановщик – Герард Мостерд.

Музыка кантаты очень живописна. Номера, посвященные любви, исполняют солисты. Тогда как сатирически-пародийные и песни монахов исполняет хор в сопровождении усиленных оркестровых инструментов. Много стилизаций под народно-песенный бытовой фольклор, причем, точных цитат он не использует, но музыка часто будет слушателю «о чем-то напоминать».

Могу с уверенностью сказать, что эта постановка никого равнодушными не оставит. А мы друзья с нетерпением ждём ваши отклики о спектакле «Carmina Burana».