Человек, борющийся с небоскребом

01:09, 17 сентября 2018

Потёмкинская лестница буквально сотрясалась от взрывов хохота. И это совсем неудивительно, ведь на экране выделывал свои кульбиты известный комик немого кино Гарольд Ллойд. 

В рамках Одесского международного фестиваля ОМКФ-2018 во второй день кинофестиваля (14 июля) показали картину «Safety Last» («Наконец в безопасности») (1923). Этот выбор не был случайным, ведь  этот год является юбилейным как для самой кинокартины, так и для актёра. 
Сюжет фильма достаточно тривиален. Молодой человек, простак Гарри, приезжает в большой город, чтобы заработать денег для женитьбы. Однако карьерный рост не сопутствует ему. Помимо этого происходит небольшое недоразумение, в результате которого к нему приезжает невеста. Чтобы добиться перелома в судьбе, герой придумывает рекламный трюк и в конце концов добивается успеха.
Примечательно, что все головокружительные трюки в кинокартине Гарольд Ллойд выполнял сам. Для достижения цели актёру часто приходилось преодолевать трудности и идти на откровенный риск. Однажды в 1919 году его попросили сняться на фото для рекламы фильма «Несносные привидения». Во время  съёмки ему в руки вручили  бутафорскую бомбу, от которой он  должен был прикурить сигарету.
Неизвестно почему, но бомба оказалась настоящей. Она взорвалась, да так, что рухнула крыша фотоателье. Думали, что Ллойд не выживет. Благодаря своевременной операции, его зрение удалось спасти. Вскоре шрамы на лице зажили, но большой и указательный палец правой руки были оторваны напрочь. В дальнейшем  актёр носил специальный протез-перчатку. Несмотря на увечье руки, он  продолжал играть в кино,  выполняя сложные и  опасные трюки самостоятельно.
Герой его фильмов проявляет себя в нескончаемой борьбе, которую он ведёт с бандитами, афёрами, спортом, небоскрёбами, шарлатанской медициной и многим другим. Драматургическая ллойдовских основа фильмов была довольно простой, а актёрская  игра, по мнению критиков, не блистала разнообразием и красочностью выразительных средств. Но в них встречалось много интересного, подмеченного в реальной жизни. Примером может служить рассказ Гарольда Ллойда о том, как появился сюжет этого  фильма. «Однажды я гулял по 7-й улице в Лос-Анжелесе, — рассказывал актёр, — и вдруг увидел громадную толпу, собравшуюся у здания Брокхэм билдинг. Я спросил, в чём дело, и мне ответили, что «человек-паук», должен взобраться по фасаду здания до крыши… Когда «альпинист» добрался до пятого этажа, я уже боялся смотреть на него — у меня пересохло в горле и я удалился. Однако любопытство взяло вверх, я вернулся и увидел, что этот смельчак вскарабкался наверх и затем стал кататься на велосипеде по парапету крыши. Этот человек проявлял невероятное мужество и выдержку. Потом я разыскал его и пригласил к нам. Для того, чтобы обыграть его способности, требовалось придумать что-то эффектное. Мы стали работать со сценаристами и те придумали небольшую исходную интригу». Через полгода кинокартина вышла на экраны.
Несмотря на огромный успех ««Safety Last», самокритичный Гарольд Ллойд понимал, что ему далеко до глубокого искусства Чарли Чаплина и до мастерства Бастора Китона. «Я не хочу себя недооценивать, — говорил он, — но считать себя исключительным артистом тоже не могу. Я просто человек, старающийся развеселить публику».
Автор: Вячеслав Слисарчук