День любви — Ту бе-Ав

12:08, 08 августа 2017

Пятнадцатое Ава (7 августа нынешнего года)  считается днём объединения еврейского народа

День любви – Ту бе-Ав (Пятнадцатое Ава) – не относится к общепринятым еврейским праздникам, скорее, как и День Святого Валентина у христиан, – это приятный повод поздравить любимого человека и (или) предложить руку и сердце. Об истории праздника прекрасно написал Меир Левинов: 
ПРАЗДНОВАНИЕ  15 АВА В ДРЕВНОСТИ 
15-е число месяца Ав помечено в еврейском календаре как праздничный день. Собственно, этой пометкой праздничные мероприятия и ограничиваются: никаких особых обычаев, ничего необыкновенного, обычный рабочий день, разве что молитва в синагогах несколько короче – из неё исключаются покаянные тексты. И это всё. А ведь когда-то «...не было в Израиле праздника прекраснее 15 Ава. Еврейские девушки выходили в сады в белых платьях – одолжённых, по обычаю, друг у друга, чтобы никому не было стыдно из-за отсутствия красивой одежды. В садах они водили хороводы, и всякий, кто искал себе невесту, шёл туда». Праздник этот существовал с глубокой древности. Ещё до установления в Израиле царства, ещё до завоевания Иерусалима – уже тогда девушки, желающие выйти замуж, выходили танцевать в виноградники в окрестностях Храма в Шило. 
Праздник этот был очень важен. Дело в том, что в те времена каждое из колен Израиля жило на своей территории, и народ, скорее, походил на коалицию двенадцати «кантонов», связанных между собой только общей религией и соглашениями о военной помощи в час опасности. При этом все колена следили за своим наделом земли, стараясь не дать представителям других колен осесть на своей территории. 
Закон того времени разрешал девушкам, владевшим недвижимостью, выходить замуж только за представителя своего колена, чтобы земля не переходила во владение другого колена, и чтобы не было анклавов одного колена внутри другого. Всё это помогало сохранить этническую обособленность каждого колена, его обычаи и традиции, но одновременно не позволяло слиться народу Израиля в единое целое. 
МЕЖОБЩИННЫЕ БРАКИ  ПУТЬ К ОБЪЕДИНЕНИЮ КОЛЕН В ЕДИНЫЙ НАРОД  
Местом встречи колен в то время был Храм в Шило, куда собирались все колена Израиля на установленные Торой праздники. Там старейшины колен обсуждали дела, там заключали договоры и принимали совместные решения. Собственно, именно Храм в Шило и встречи там, объединяли колена в единый союз. 
Однако союз на уровне руководства ещё не делает народ единым целым. Что бы ни думало руководство, народ объединяется в единое целое совсем не по постановлениям сверху. И даже общее прошлое не способно построить единый народ. 
Пятнадцатое Ава – праздник, не установленный Торой, возникший сам по себе, как веселье по поводу сбора винограда – именно он дал народу возможность объединиться. В этот день парни и девушки из разных колен Израиля могли познакомиться друг с другом. И именно в этот день старейшины Израиля постановили отменить все ограничения на межколенные браки. 
Все исторические события, связанные с днем 15 Ава, – это события, объединяющие народ Израиля. Отмена ограничений на межколенных браков положила начало длительному процессу интеграции евреев в единый народ. Ибо самое главное в национальном единстве –это межобщинные браки, дети от которых принадлежат не только одному колену. 
15 АВА – ДЕНЬ ИСПРАВЛЕНИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОШИБОК 
В своё время, благодаря традиции 15 Ава, удалось также справиться с последствиями тяжёлой гражданской войны, в которой все колена объединились против колена Биньямина, постановив, что за грехи биньямитян «имя их следует стереть из-под неба». Поставленную задачу колена, к сожалению, выполнили практически полностью: они уничтожили города Биньямина, всех девушек его забрали в плен и поклялись не выдавать своих дочерей за тех, кто выжил. 
Всё же, в конце концов, колена передумали, но, не желая прямо нарушить данную ими клятву, они вспомнили о празднике 15 Ава и послали остаткам Биньямина такое сообщение: «15 Ава, когда девушки выйдут на гуляния в виноградники Шило, приходите, крадите их и женитесь» (понятно, что в те годы в виноградники выходили только те девицы, которые хотели быть украденными). 
Другое историческое событие, связанное с 15 Ава, – это отмена пограничной стражи между двумя еврейскими государствами древности – Северным   и Южным царствами. 
После распада царства Соломона первый царь Северного царства счёл необходимым установить на границе стражу с тем, чтобы евреи с Севера не ходили в праздники на Юг, в Иерусалимский Храм. Решение чисто политическое, принятое из желания предотвратить религиозное влияние Южного царства на подданных Северного, на практике вело к разделению народа. Но последующие цари Северного царства отменили это постановление, с тем, чтобы все могли пойти на праздники в Иерусалим, чтобы евреи оставались единым народом. 
ДЕНЬ, КОГДА ЛОМАЛИ ТОПОРЫ 
А вот ещёодна традиция этого дня. Пока молодёжь присматривалась друг к другу, у евреев постарше было своё занятие: 15 Ава завершалась подготовка топлива для службы в Храме. Дело в том, что 15 Ава было последним днем лета, дальше начиналось повышение влажности воздуха, древесина начинала размягчаться, и в ней могли появиться червячки. Использовать для жертвоприношений дрова с некошерным содержимым было нехорошо, поэтому 15 Ава было последним днём, когда рубили дрова для будущих храмовых жертв.
Окончание рубки дров завершалось разламыванием топоров. Это не был акт бессмысленного вандализма или проявление широкой еврейской души, а-ля битье посуды и ресторанных зеркал. Наоборот, еврейские мудрецы говорят, что, ломая топоры, люди выражали главнейшую цель Храма
Как? Давайте вспомним, что говорит Всевышний.
«А когда ты Мне будешь делать жертвенник из камней, не клади их обтёсанными, дабы не занёс ты над ними железо и не осквернил их» (книга «Шмот» (в синодальном переводе – книга «Исход», 20:22) и «Не поднимай на них железо… из цельных камней построй жертвенник Богу» (Дварим (Второзаконие), 27:5,6). 
Получается, что если какое-либо железное орудие лишь касалось камня, то камень этот считался непригодным для жертвенника. Еврейские мудрецы объясняют это так: «Железо было создано, чтобы укорачивать человеческую жизнь, а жертвенник был создан, чтобы продлевать человеческую жизнь, поэтому не подобает, чтобы то, что укорачивает, касалось того, что удлиняет». То есть, железом, из которого делали орудия смерти и разрушения, нельзя было пользоваться при создании жертвенника, призванного принести человеку вечный мир и согласие. 
Ну, и раз использовать те же топоры целям полностью противоположным целям служения – жертвенника и Храма – неприемлемо, то поэтому и ломали топоры, служившие Храму. Чтобы, не дай Бог, не воспользоваться ими по их прямому предназначению.
По материалам Интернет-изданий