Доверяй, но проверяй

Мадам Баттерфляй
01:04, 10 Апрель 2019

6 апреля в Одесском национальном академическом театре оперы и балета  состоялся премьерный показ оперы Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй» в копродукции с постановщиками из Германии, Голландии, Австрии и Франции.

Перед публикой предстала новая версия хорошо знакомого сюжета.

ДЛЯ СПРАВКИ. Более двадцати лет «жила» на сцене Одесской оперы постановка «Мадам Баттерфляй» от режиссера Бориса Рябикина. Последний показ этого спектакля состоялся 17 февраля в руководством приглашенного дирижера Ярослава Шемета в день, 115-летие Всемирной прмьеры в Teatro alla Scala (Милан, Италия).

Напомним, что сюжет построен по одноименной драме Дэвида Беласко: красивой и трагической истории любви наивной молодой девушки, гейши Чио-Чио-Сан к офицеру военно-морских сил США Лейтенант Ф. Б. (Франклину Бенджамину) Пинкертону. Не будем раскрывать полностью сюжет, лишь отметим, что героиня заключила брак, ради которого отказалась от веры предков, приняв христианство, за что получила проклятие от дяди Чио-Чио-Сана, японского бонза. В то время, как герой даже не задумывался над серьезностью союза для девушки, обозначив в брачном договоре условие, согласно которому он имеет возможность прервать союз в любой момент. Результатом такого контракта естественно стал отъезд героя, его измена Чио-Чио-Сана и женитьба в Америке. 

Во время спектакля феерией красок поражали воображение декорации, не говоря уже о прекрасном вокальном исполнении. На мгновение, я полностью перенеслась в атмосферу того времени и задумалась над тем, что в лице Чио-Чио-Сан, отображается не одно поколение женщин обманутых и даже можно сказать преданных, принесших в жертву любви свою жизнь и устои. Ведь поступок Чио-Чио-Сан говорил ярче всего о ее чувствах: полной  готовности отказаться от всего ради  того, чтобы быть с любимым, который, однако, не оценил подобного героизма, и в итоге поступил исходя из своих представлений, что для девушки обернулось настоящей трагедией, предательством. Думаю, многие девушки проходили через подобный опыт. В чем причина? В наивности девушки, ее чистоте и искренности, или в несерьезности намерений героя? 

На какую-то минуту мне показалось, что проклятие это справедливое наказание для героини за ее предательство по отношению к вере, а значит к себе,  но если быть уж совсем справедливыми оно должно быть и для героя, ведь «мы в ответе за тех, кого приручаем». Интересно, если бы все люди несли ответственность не только за свои поступки, но и за мысли, и особенно за слова, как бы сильно изменился мир? Сколько бы трагедий в судьбах можно было бы избежать? И стоил ли винить Чио-Чио-Сан за искренность, чистосердечность и безоговорочную веру, и в тоже время предательство? Ведь, это так естественно,  для молодой девушки ждать, любить, надеяться. Или стоит обвинять героя,  у которого слова расходятся  с делом в его способности не считаться с чужими чувствами?  

К сожалению, в жизни, общение и отношения с людьми чаще напоминают игру в лотерею или наперстки, где четкий расчет работает эффективнее веры и чувств. За наивное желание и поплатилась Чио-Чио-Сан, и, пожалуй, на мой взгляд, главный урок в ее жизни был «не предавать себя ради чего бы то ни было». Думаю, что этот урок актуален для каждого и во все времена. 

Всем, кто хочет испытать целую гамму чувств и эмоций, а также получить серьезный повод для размышлений, а возможно и настоящее философское переосмысление действительности настоятельно рекомендую посетить эту оперу. 

Над созданием премьеры интенсивно работала творческая команда в составе:

Дирижер-постановщик - заслуженный артист Украины Игорь Чернецкий

Режиссер-постановщик - Anatol Preissler (Австрия)

Хормейстер-постановщик - Валерий Регрут

Художник-сценограф - Karel Spanhak (Нидерланды)

Художник по костюмам - Ulli Kremer (Германия)

Пластика - Antonin Comestaz (Франция)

Художники по свету - Вячеслав Ушеренко, David Albert (Германия)

Для исполнения главных партий 5 апреля театр также пригласил иностранных солистов:

Чио-Чио-сан - Хироко Морита (Япония)

Пинкертон - Доменико Менины (Италия)

Хироко Морита родилась в Киото в Японии. С отличием закончила Государственный университет изобразительных искусств и музыки в Токио под руководством Альдо Нони и Марчелло Реале. В том же университете получила степень магистра под руководством знаменитого сопрано Ясуко Хаяси. Участвовал в мастер-классе Мирелла Френи. Призер многих международных конкурсов ( «Villa Incanto», «Гаэтано Фрашини», «Ансельмо Кольцани» и др.)

Доменико Менины начал музыкальные занятия с игры на гитаре, имеет опыт работы звукорежиссером. Пением начал заниматься под руководством сопрано Рафаэлы Бенори, в консерватории в Чезену, Италия. Совершенствовал вокальную технику и оперный репертуар у тенора Уильяма Маттеуцци в Болонье, Италия и в Испании с Эрнесто Паласио, во время семинара в Театре Реал де Мадрид.

Доменико дебютировал в 2004 году в «Джанни Скикки» как Ринучио, под руководством Пьетро Боргоново в Тренто, Италия, как победитель вокального конкурса, организованного Венецианским театром La Fenice.

Доменико Менины гастролировал с концертами и был приглашен для участия в операх на ведущих мировых сценах в Италии, Японии, Ливане, Беларуси, Болгарии, Финляндии, Франции, Венгрии, Швейцарии, Германии.

Во время концерта в Sibelius Hall в Хельсинки получил Beniamino Gigli Price 2012, предоставленный ассоциацией B. Gigli Финляндии.

В 2014 году получил «Pia Tassinari Prix» в Театро Масина ди Фаэнца, Италия, а также дебютировал как Пинкертон в «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини под руководством дирижера Эдди де Надаи.

Друзья, а мы с нетерпением ждем ваши впечатления и отклики от просмотра оперы и прочтения рецензии! 

Автор: Анастасия Холдаковская