ПРЕЗЕНТАЦИИ В ОДЕССКОМ ДОМЕ УЧЁНЫХ

дом учёных
07:03, 16 марта 2019

27 февраля прошло очередное собрание секции «Одессика», приуроченное к 55-летнему юбилею. 

Хотелось бы сказать несколько слов о самой секции. «Одессика» — взято из библиотечно-музейного лексикона и означает всё об Одессе.  Секция объединяет учёных, учителей, врачей, краеведов, именитых   историков, а также студентов, журналистов, писателей и всех тех, у кого болит душа за нашу Одессу и её окрестности.  

Коллектив  изучает и популяризирует прошлое, настоящее, будущее Одессы. Её историю, традиции, литературу,   культуру, биографии  значимых одесситов, происхождение и наименование улиц,  и другие вопросы краеведения. Первое заседание состоялось  20 января 1964 года и с тех пор собрания  проводятся регулярно,  один раз в месяц.

На этот раз, председатель секции «Одессика» — доктор исторических наук, профессор  Виктор Анатольевич Савченко представил собравшимся выпуск нового альманаха «Юго-Запад, Одессика». Виктор Анатольевич  является также главным редактором данного сборника.  Также он  отметил, что выпуск не состоялся бы без помощи Сергея Рафаиловича Гриневецкого, который является постоянным меценатом данного проекта.

Виктор  Савченко  рассказал о   творческом коллективе авторов, кратко познакомил присутствующих с содержанием статей и  поделился   своими впечатлениями.

Сборник состоит из пяти разделов, каждый из которых объединяет   несколько авторов.   Среди авторов  шесть докторов наук,   несколько знаменитых  краеведов, а также  студенты исторического факультета ОНУ им. И. И. Мечникова. Это была так называемая предпрезентация, так как официальная презентация этого сборника состоялась на следующий день. (подробнее можно ознакомиться тут).

Затем председатель представил  следующего докладчика,   который  впервые выступал на секции «Одессика». Им оказался одесский писатель-краевед, журналист, философ и поэт Вячеслав Михайлович Слисарчук. 

Вячеслав представил собравшимся презентацию «Как в Одессе встречали Новый год». Некоторые, прочитав это название, возразят, что Новый год уже прошёл, и данная лекция не к месту. Хотелось бы объяснить, что встреча нового года — народный обычай, который  уходит глубокими корнями в древность, а вот празднование — это условность, навязанная властью. Люди поклонялись солнцу как главному божеству, от которого зависит  жизнь на Земле.   Они   считали, что новый год, начинается  с обновления природы — с наступлением весны. 

Древние римляне Новый год отмечали 1 марта.  И соблюдался этот порядок долго, более 700 лет, пока император Гай Юлий Цезарь не провёл реформу календаря в 46 г. до н.э. Этот календарь мы знаем под названием как юлианский. Затем конец реформы завершил император Август в 14 г. до н.э. С этого времени повелась традиция встречать Новый год  в ночь на 1 января. 

Следующая серьёзная реформа была проведена в шестнадцатом веке. Связано это было с тем, что разница между юлианским и солнечными годами составляла 11 минут 14 секунд. По указанной причине за несколько тысячелетий юлианский календарь отстал от природы. 24 февраля 1583 года была издана папская булла «Календариум Григорианум перпетуум» — «Вечный календарь Григория». Григорианский календарь сразу был введён во всех католических странах Европы, а затем его приняли и в протестантских странах.

А как же праздновали Новый год наши предки славяне?   

В Киевской Руси новый год отмечали  с приходом весны. Этому событию радовались все. Особенно парни и девушки. Они пели, водили хороводы, плясали, сжигали чучело холодной зимы и т.д. Отголоски обычая этого праздника сохранились у нас в праздновании Масленицы. 

Вместе с христианством на Киевскую Русь пришёл юлианский календарь с римскими названиями месяцев и семидневной неделей. Год начал считаться с 1 марта, а счёт пошёл от сотворения мира, или от Адама. 

В 7000 году от Адама, то есть в 1492 году н.э. в христианском мире было принято перейти на иной  счёт. Его тоже вели от сотворения мира, однако полагали, что это событие произошло на полгода позже, то есть 1 сентября.

Московский князь Василий Дмитриевич повелел считать началом годового цикла завершение летних полевых работ. Создалась весьма любопытная ситуация: 1 марта отмечали, так называемый гражданский Новый год, а 1 сентября — Библейский.

Продолжалось это «двоеновогодие», более двухсот лет, до той поры пока царь Пётр не привёз из Европы новый праздник, с юлианским календарём. 

20 декабря 1699 года зачитали царский указ «Поелику считают Новый год по-разному, с сего дня перестать дурить людям голову и считать праздник не с 1 сентября или 1 марта, а с 1 января 1700 года от Рождества Христова»

Переход на григорианский календарь, произошёл декретом 1918 года. Стрелки часов тогда перевели сразу на 13 суток вперёд.  Вот поэтому и повелась традиция праздновать Новый год и по юлианскому и григорианскому календарях.

Об этом собравшиеся узнали во вступительном  слове докладчика. 

Как же встречали Новый год в Одессе? Вячеслав Слисарчук исследуя архивы, изучая книги, используя данные интернета, собрал довольно интересный материал, из которого была составлена  презентация. Видеоряд картинок и фотографий был снабжён пояснительным текстом.

Из неё мы узнали: истоки праздника, когда и откуда появилась традиция наряжать ёлку, о технологии развития изготовления ёлочных игрушек, откуда появились ёлочные шары, гирлянды и т.д.  Используя материалы прессы и старинных газет, Вячеслав рассказал,  как в Одессе встречали Рождественские и новогодние праздники во времена правления Дерибаса, Ришелье, Ланжерона, Воронцова, Маразли, во время войн и революций, а также   советский период.  

Также присутствующие смогли увидеть короткий документальный фильм о праздновании Нового года.

После выступления председатель Виктор Анатольевич Савченко поздравил Вячеслава с блестящим дебютом, и пожелал ему принимать более активное участие в работе секции «Одессика».

Автор: Вячеслав Слисарчук, Мила Роговская