Гендерные приключения Барби

08:04, 27 Апрель 2018

Дочери наших общих знакомых Маше исполняется пять лет. Девочка мечтает получить в подарок куклу Барби...

Родители не в восторге от её желания. Они хотят, чтобы дочка росла активной, целеустремленной, упорной в достижении своей цели, а Барби в их представлении – «глупая блондинка», воплощение устаревших и даже вредных стереотипов о женщинах и женском поведении. Наши знакомые далеко не одиноки в своём отношении к знаменитому созданию Рут и Эллиот Хэндлеров. Между тем, как это не покажется удивительным, но за свою почти шестидесятилетнюю биографию Барби (разумеется, если речь идёт об оригинальной кукле, а не о многочисленных подделках) внесла изрядный вклад в формирование современных представлений о предназначении и роли женщин в обществе.

ОТ «МОДЕЛИ» ДО «ПИЛОТА ВВС»
Появившаяся на свет в 1959 году в американском штате  Висконсин Барбара Миллисент Робертс (полное имя Барби) почти сразу стала синонимом «пустышки», зацикленной на собственной внешности и погрязшей в бессмысленном потреблении. Однако такой образ  возник вне зависимости  от намерений её  создателей, более того – он идёт вразрез с теми ценностями, которые вложены в этот персонаж. Причина, по всей видимости,  в том, что Барби была  задумана  как некая «идеальная женщина», и общество не могло не наложить на неё свои представления об идеале, которые изменяются со временем, что сказывается и на переменах в восприятии данного персонажа.
Барби, бесспорно, высоко ценит семейные и дружеские связи, но, вместе с тем она – профессионал, интеллектуалка и может достичь абсолютно любой цели. В этом плане показательно, что одна из первых модификаций – Barbie Business Women – скромная кукла в офисном костюме, не привязанная к конкретной профессии. И в целом куклы Барби (за исключением «принцесс») изображали, как правило,  женщин среднего класса, воплощая одновременно и мечту бедняков о «престижной» офисной работе, и привычный для большинства населения образ.
Порою кукла даже опережала время. Первая Барби-астронавт была выпущена в 1965 году, в то время  как первая американка – Салли Райд  – совершила  полёт в космос лишь в  1983 году.  Все значимые для американской женской истории события находили своё отображение в куклах,  и вместе с тем расширялся список доступных Барби профессий и увлечений.  Этот путь от «фотомодели» и безликой «офисной сотрудницы» привёл к тому,  что на сегодняшний день кукла успела «освоить» более семидесяти профессий:  от стереотипно-женских  «учительницы» и «няни» до «исследовательницы» и «военнослужащей».
БЫТЬ КЕМ ЗАХОЧЕШЬ
Российская  писательница  Линор Горалик в своей книге «Полая женщина. Мир Барби изнутри и снаружи», хотя и отмечает наличие в ассортименте кукол «профессионалок», но считает их «невостребованными» и возникшими «под давлением феминисток». Простейшее возражение:  стала бы  корпорация выпускать невостребованные, т.е. убыточные, игрушки более полувека? Вряд ли. Тем не менее, мы решили проверить, насколько «непопулярны» упомянутые Горалик «Барби-в-профессиях». И оказалось, что с каждым годом  всё сложнее отыскать привычных «принцесс» и «модниц»,  а  самыми  популярными   продавцы-консультанты одесских магазинов игрушек единодушно назвали именно кукол «Барби-в-профессиях». Футболистку и каратистку чаще прочих выбирают дети школьного возраста, а Барби-альпинистка исчезает с полок, едва   успев появиться.  Дошкольники любят Барби-ветеринара и геймера так же сильно, как недавнюю новинку – ярких сказочных Барби-русалок.
«Дети помладше обращают внимание на количество аксессуаров, – делится своими наблюдениями продавец-консультант Наталья Швец,  –  им хочется играть с куклой сразу же, не изобретая ничего из подручных материалов. Поэтому в нашем магазине родители с детьми чаще всего покупают «ветеринарный набор», где  в комплекте и кукла, и оборудованный кабинет, и несколько милых зверят.  Девочки постарше обращают внимание на подвижность игрушки, и тут у спортсменок конкурентов практически нет».
«Слоган Барби: “Ты можешь быть  кем захочешь” – как нельзя лучше отображает основное предназначение куклы: быть ролевой моделью для проживания подсмотренного у взрослых опыта, – поясняет детский  психолог Елена Клименко. – Какой бы ни была кукла изначально, ребенок “додумает” ей нужный здесь и сейчас образ.  Но “базовый” образ всё равно отпечатывается в подсознании, создаёт основу для игровых сюжетов. Так, удовлетворяя запросы детей, производитель незаметно влияет на формирующийся в их сознании образ женщины».
Помимо эксплуатации образа «глупой блондинки», Барби обвиняют и в противоположном грехе: навязывании образа карьеристки. Между тем, несмотря на всё разнообразие профессий, среди которых можно встретить как стереотипно «женские», так и «мужские» специальности, тема семьи и быта никуда не делась из кукольной жизни:  множество игровых наборов посвящены Барби-домохозяйке, она заботится о младшей сестренке Челси…
«Понимаете, “Барби” - не просто кукла сама по себе, это цельная история, рассказанная в рекламе, мультфильмах, а теперь – ещё и в соцсетях компании “Маттел”, - поясняет  коллекционер фэшн-кукол (к которым и относится и Барби) Анна Соколова. – Эти истории, с одной стороны,  легко воспринимаются по отдельности, с другой же – все действующие лица и их характеры одинаковы и узнаваемы. В последнее время “новички” появляются чаще, но “основной состав” не меняется десятилетиями. Мир вокруг персонажей каждый раз новый, с разными правилами».
ПОЛЕЗНЫЙ ОПЫТ НЕ ГРЕХ И ПЕРЕНЯТЬ 
В  общественном сознании нашего отечества  ещё живо представление о Барби как о «буржуазной», «чуждой нашим ценностям» кукле. Немало способствует этому стоимость оригинальной игрушки: после всех перипетий валютного курса, самые дешёвые куклы стоят от 400 гривен – сумма, безболезненно отдать которую может не каждый. Это довольно неожиданный поворот в судьбе «народной»  игрушки, доступной каждому.
Так что, говоря о Барби, приходится делать поправку на происхождение куклы: она – идеальная американка.  Всё – от фасона одежды и дизайна мебели до этнического разнообразия подружек Барби – списано с американской реальности.  И даже про-феминистичная повестка – изобретение США, родины фем-движения.  
Для Соединенных Штатов проблема межэтнических конфликтов стала актуальна намного раньше, чем для стран Старого Света:  и кукла демонстрирует «правильное» поведение, устанавливая дружеские отношения с представительницами разных рас и народов. Американское общество охватывает страсть потребления и тяга к комфорту, и для дешёвой десятидолларовой куклы начинают выпускать комплекты дополнительной одежды и обуви, автомобили и роскошные меблированные дома.  Досуг Барби типичен для среднестатистического американца: вечеринки, походы, активный отдых на пляже…
С одной стороны, можно возмутиться:  мол, у нас  всё не так, но стоит ли? В длинном списке ценностей Барби  самая «вредная» – культура потребления, с которой в том или ином виде борется цивилизованный мир: не исключено, что в недалёком будущем и кукла «подхватит тренд». Куда важнее, что распространение игрушки на весь мир изрядно способствовало процессам глобализации в части прав и возможностей женщин.
«Действительно, многие идеи, заложенные в образ Барби, чужды нашему обществу,  –  говорит  Елена Клименко,  –  но я, скорее, рада их распространению. Даже если в окружении девочки не принято проявлять такие качества, как целеустремлённость, толерантность или гражданскую активность, у неё перед глазами есть пример именно такой девушки. Я говорю не об игрушке, конечно же, а о созданном корпорацией «Маттел» персонаже, их важно разделять. Кукла  в данном случае – «манекен», на которую ребёнок надевает образ, исходя из своих потребностей. Даже тематическая кукла из серии «Барби-в-профессиях» может преобразиться в игре. Гораздо большее влияние оказывают сопутствующие рекламные ролики и, конечно же, мультфильмы. Безусловно, детям интереснее смотреть яркий, красочный мультик не про какого-то незнакомого персонажа, а про любимую игрушку,  с которой можно разыграть увиденный сюжет после просмотра. В процессе игры закрепляются подсмотренные шаблоны поведения».
Так, несмотря на обвинения в сексизме и следовании гендерным стереотипам, американская «идеальная женщина» незаметно распространяет феминистскую повестку.
Более того,  как рассказала нам Анна Соколова,  в новой серии в виде игровых кукол  выпущены 17 женщин, сломавших гендерные стереотипы и оставивших свой след в мировой истории.
«Кукол из линейки Барби много раз обвиняли в том, что они служат “плохим примером” для девочек, и то, что вместо сказочных принцесс  и не менее сказочных (с позиции наших реалий) американских девушек, появятся героини с реальными прототипами, означает,  что компания перестала открещиваться от воспитательной функции, – говорит  Анна. – Честно говоря, я сама не знала о существовании многих из этих женщин. Между тем, их истории  очень вдохновляют».  
Действительно, несмотря на то, что женщины «вышли из тени» более ста  лет назад (а начали действовать в  этом направлении гораздо раньше), общепринятые стандарты образования почти полностью исключают «женскую историю» из поля зрения детей и подростков.  В школе – в самый важный период формирования личности – больше всего рассказывают о «допустимых» для патриархального общества женщинах-представительницах творческих профессий: писательницах,  поэтессах, художницах. Редкие исключения, скорее подтверждающее это правило,  Мария Склодовская-Кюри и политикессы ХХ века. Так в процессе образования  формируется картина мира, в которой женщины, несмотря на формально признанное равноправие, реально остаются на «вторых ролях».
С тем, что у девочек попросту нет достойных примеров для подражания, соглашается  дизайнер и молодая мама Елизавета Пасенко: «Мне знакомы все семнадцать женщин из новой серии, но,  узнала я о них самостоятельно, не из школьной программы и даже не из образовательных телепрограмм, которые очень любила смотреть в детстве. И  если обществу удобно замалчивать то, что женщины способны  совершать научные открытия, заниматься любыми видами спорта  и достигать в этом успехов мирового масштаба, то пусть  хотя бы куклы расскажут об этом маленьким девочкам. Да, у меня когда-то тоже были Барби-карьеристки, я смотрела все мультфильмы и даже собирала журналы, но Барби всё-таки выдуманный персонаж, идеал. О том, как много женщин на самом деле прославились на весь мир, я прочитала в интернете и была поражена тем, насколько в  нашем обществе понятия не имеют о них».
Кстати, подобный опыт неплохо было бы позаимствовать и отечественным производителям кукол. Благо, украинская  история весьма богата замечательными женщинами, начиная от легендарной Роксоланы и Маруси Чурай…
Как бы там ни было, игрушка для ребёнка остаётся всего лишь пространством для фантазии.  И не так важно, во что она одета производителями, является она оригинальным американским продуктом или копеечной подделкой из Китая, как то, кем кукла станет в игре:  мамой, космонавткой, художницей или президентом. А это зависит не только от мультфильмов, но и от родителей.  
«С куклой дети проживают то, что узнали о взрослом мире», – говорит Елена Клименко, – и  если для нас важно, чтобы вырастало  поколение целеустремлённых, активных и разносторонне развитых девочек, то в силах любого родителя помочь им узнать, что можно быть такими».
Авторы: Александр Галяс, Тамара Гладкая
P.S.  А история с подарком для Маши закончилась тем, что родители  повели девочку в отдел игрушек  и предоставили ей возможность самостоятельно выбрать куклу. И как вы думаете, на ком остановилась юная именинница? Вполне современно:  Маша выбрала  Барби-программистку.