ЛИШАЯ СИЛЫ ОБВИНИТЕЛЯ

03:09, 09 сентября 2018

Шабос меворхим… Суббота, когда благословляют новый месяц» – последнюю Субботу перед новомесячьем месяца тишрей…

В этот день, на самом деле, наступающий месяц не благословляют: хотя в начале следующей недели мы будем отмечать рош-хойдеш тишрей (совпадающий с праздником Рош ѓаШоно), в отличие от остальных Шабос меворхим, мы не будем читать в синагоге соответствующее благословение после чтения Торы. Думаю, что это необходимо объяснить. Разве не особенно необходимы благословения и добрые пожелания в месяц тишрей, месяц Б‑жественного суда, в котором будет решаться судьба наступающего года — «кто будет жить и кто умрет, кто обеднеет и кто разбогатеет»? Почему же в эти грозные дни мы отказываемся от благословения новомесячья?!
 
По правде говоря, следует с самого начала подчеркнуть, что на самом деле мы благословение не пропускаем. По словам Баал-Шем-Това, которые Любавичский Ребе приводит в календаре «Ѓайом — йом» («День за днем»), запись от 25 элула: «В седьмом месяце, который является первым из месяцев года, в Шабос меворхим — последнюю Субботу месяца элул, Сам Всевышний благословляет наступающий год, и силой этого благословления евреи впоследствии благословляют наступающие месяцы одиннадцать раз в году». Но все же нам ясно, что чего-то не хватает. Тот факт, что мы благословляем рош-хойдеш из месяца в месяц, учит нас: есть высший смысл в том, что благословение исходит снизу, а не сверху, и поэтому важно понять, куда исчезло благословение месяца тишрей, и почему обычаи в нем отличаются от других месяцев.
 
Некоторые комментаторы объясняют, что главная цель благословения месяца — напомнить собравшимся, когда будет новомесячье. А в тишрее в этом нет необходимости, потому что каждый еврей заблаговременно готовится к Рош ѓаШоно. Конечно, это прекрасный комментарий, но все равно неясно, почему мы отказываемся от благословения месяца и просьб, сопровождающих его.
 
Как объясняется в различных книгах, мы воздерживаемся от благословения месяца тишрей, чтобы сбить с толку Сотона — ангела-обвинителя. Ведь он «молится» вместе с нами в синагоге, и если мы не будем упоминать, когда рош-хойдеш тишрей, он не узнает, когда наступает Рош ѓаШоно, и не придет обвинять Израиль в День суда. Это напоминает ответ­чика, который пытается препятствовать адвокату истца получить повестку о назначении даты судебного разбирательства, чтобы он не смог хорошо подготовиться к слушанию дела. Таким же образом комментаторы объясняют некоторые другие обычаи элула. Например, на протяжении всего месяца каждый день трубят в шойфар, но в последний его день — накануне Рош ѓаШоно — этого не делают, чтобы Сотон подумал, что День суда прошел. Более того, есть мнение, что одна из причин, по которой трубят в шойфар каждый день в течение месяца, как раз и заключается в том, чтобы Сотон не понял, когда же на самом деле будет Рош ѓаШоно.
 
Все это, конечно, очень интересно и увлекательно, однако, как понимать, что Сотон не узнает, когда Рош ѓаШоно?! В конце концов, он же ангел-обвинитель, выступающий в Высшем суде, а Рош ѓаШоно — его самый важный день работы. Он должен представить все грехи Израиля и потребовать сурового наказания за них. И как же тогда можно скрыть от него дату суда? Поэтому непонятно, приносит ли какую-то пользу то, что мы воздерживаемся от благословения месяца тишрей. Ведь у Сотона есть собственные источники информации о том, когда придет Новый год.
 
Рассуждая на эту тему, интересно рассмотреть в целом вопрос, можно ли на самом деле «запутать» Сотона? Ведь это может быть отличным решением многих проблем. Например, человек, который должен умереть, не о нас будет сказано, уедет в другую страну, и Сотон его не найдет; он может переодеться в другого персонажа, и Ангел смерти не узнает его… Или кто-то, кто должен жениться на ком-то и не хочет этого делать, может убежать в другое место, и поэтому его судьба изменится. История знает тех, кто пытался это сделать и был разочарован результатами. Талмуд (трактат «Сукка», 53а) рассказывает о том, как царь Шломо однажды увидел у входа в свой дворец Ангела смерти с озабоченным выражением лица.
 
«Что беспокоит тебя?» — спросил его Шломо. «Небесный суд приказал мне взять души двух твоих писцов, Элихорефа и Ахии, а я не могу это сделать!» Услышав это, Шломо взял этих двоих и чудесным образом отправил их в город Луз. Это был город с особым благословением: Всевышний запретил Ангелу смерти входить туда, так что его жители не умирали. Когда человек становился настолько стар, что жизнь была ему в тягость, его выводили за городские стены, где он и умирал. Однако уже на следующий день Шломо встретил Ангела смерти, улыбающегося и счастливого. «Почему ты весел?» — спросил царь. Ангел сказал Шломо, что на «карте жизни и смерти» писцов было написано, что они должны были умереть у входа в город Луз, поэтому вчера он встревожился у входа во дворец в Иерусалиме, так как не знал, как перенести их туда. Но потом они внезапно появились у ворот этого города, и поэтому он смог выполнить свою миссию…
 
И снова возникает вопрос, можно ли запутать Сотона с наступлением Рош ѓаШоно?
 
В одной старой истории рассказывается о богаче, который был невероятно скупым. Люди стучали в его дверь и умоляли о цдоке, но он с презрением отвергал их всех. Со временем он стал презираемым и отверженным в общине. Однажды в холодный зимний день он поехал со своим слугой на ярмарку. По дороге они увидели душераздирающую картину. В зимней грязи застряла старая телега с дряхлой лошадью, и рядом стояла, дрожа от холода, семья бедняков, родители и несколько детей в ветхой, разорванной одежде. Сердце богача дрогнуло, он приказал слуге привязать эту телегу к своей крепкой повозке и вытащить ее. Но ничего не получилось, так как телега крепко увязла и не двигалась с места. Тогда богач, немного поколебавшись, вышел из теплой повозки и ступил в грязь. Вместе со слугой он подпер колеса и вытащил из земли шаткую телегу…
 
Прошли годы, и его душа вознеслась в мир иной. Сотон ухмыльнулся до ушей и положил на весы все безответные просьбы о благотворительности. Еще минута, и Суд отправил бы его надолго в ад! Внезапно появился ангел Михоэль и привез с собой ветхую бедняцкую телегу и дряхлую лошадь. Он положил их на другую чашу весов и рассказал, как богач, проявив большое милосердие, спас их. Но этого было еще недостаточно, и весы склонялись в сторону наказания. Ангел не сдался и положил на чашу весов бедную семью для равновесия, но грехи все еще перевешивали. Тогда ангел вытащил испачканные грязью одежду и обувь, и они перетянули вниз чашу заслуг…
 
Любавичский Ребе в одной из своих бесед дает оригинальное объяснение феномена «приведения в замешательство Сотона» в течение месяцев элул и тишрей. Мы не стремимся заставить его забыть о Дне суда, а скорее делаем нечто более серьезное: стараемся «истощить» Сотона, чтобы у него исчезла мотивация к обвинению Израиля. Он будет думать, что народ Израиля приходит к Судному дню подготовленный и утратит свой энтузиазм. Сотон слышит, как евреи трубят в шойфар в течение двадцати девяти дней элула. Он понимает, что трубные звуки вдохновляют Израиль на покаяние и собирание заслуг для подготовки к Высшему суду, и у него пропадает желание обвинять нас. Более того, мы не удовлетворяемся только процессом пробуждения месяца элула, но делаем нечто гораздо большее. В Шабос меворхим месяца тишрей и в канун Рош ѓаШоно мы воздерживаемся от чтения благословения месяца и вообще не трубим в шойфар, демонстрируя тем самым уверенность в справедливости Высшего суда. Мы показываем, что настолько уверены в добрых делах, которые мы делали для подготовки к Рош ѓаШоно, что нам даже не нужно благословлять месяц, потому что мы уже заслужили милосердный приговор на наступающий год. И это проявление нашей веры ослабляет энергию Сотона.
 
На что это похоже? На человека, который настолько уверен в праведности своего пути, что берет себе для защиты адвоката из «низшей лиги». Само лишь появление такого адвоката в суде оказывает давление на адвокатов другой стороны. Мораль этого ясна: если мы хотим подойти всесторонне подготовленными к Рош ѓаШоно и ослабить энергию другой стороны, мы должны воспользоваться последними днями этого года, чтобы умножить наши добрые дела и исправить то, что необходимо исправить.
 
Иерусалимский Талмуд представляет интересную идею о путях «запутывания Сотона». Когда тот слышит трубные звуки в Рош ѓаШоно, он уверен, что это трубление «великого шойфара» Мошиаха, и он полностью теряет свои силы. Ибо в будущем дух нечистоты удалится с земли, растворится и исчезнет. Конечно, всех очень интересует: действительно ли Сотон думает, что пришел Мошиах? Но приведенное здесь объяснение наполняет все это особым смыслом: когда Сотон видит пробуждение евреев на Рош ѓаШоно и слышит их призывы удостоиться прихода Мошиаха уже в этом году, он понимает, что они готовы услышать «великий шойфар» и не успокоятся, пока не достигнут истинного Избавления. Поэтому он теряет воодушевление, и сила его обвинения ослабевает…
 
Да удостоимся мы, с Б‑жьей помощью, в дни, предшествующие Рош ѓаШоно, истинного и полного искупления. И пусть Высшее милосердие уготовит нам всем добрый и сладкий Новый год!