Ночь перед Рождеством

рождество
10:01, 17 января 2019

Каждому человеку нужна сказка, которая согреет сердце и наполнит светом долгую зимнюю ночь перед Рождеством.

Во время зимних праздников волей-неволей оживают старые традиции, рядом с которыми новое приживается неохотно, неловко отираясь в уголке за елкой. Новый Год, Рождество — время, когда даже самые взрослые и солидные люди ищут те самые, знакомые с детства ощущения: высокая, сияющая огоньками гирлянд елка, мандарины, оливье, знакомые с детства и пересмотренные до дыр советские фильмы, на смену которым приходят западные, создавая невидимый мостик между Новым Годом и Рождеством. Вот только ни одна «западная» сказка не в силах передать того, что происходит в рождественской Украине, и это правильно: у каждого народа свои чудеса, свои истории и традиции. Трудно представить историю более украинскую по духу, атмосфере и сюжету, чем гоголевская «Ночь перед Рождеством» из цикла рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Знакомый и родной сюжет ожил 12 января во Дворце спорта — поначалу было боязно идти, ведь в истории столько магии и волшебства, что передать все это без всемогущей руки кинематографа попросту невозможно: несравненная Солоха собирает звезды на небе, черт крадет месяц, вареники сами собою прыгают в рот колдуну Пацюку, а кузнец Вакула летит на черте до самого Петербурга... Театральные условности, как бы хороши ни были постановщики, напрочь убивали все чудеса. Но уже после первых минут шоу стало ясно: ни одна постановка не была хороша просто потому, что место для рождественской истории было не здесь, на ледовой арене Дворца спорта.

Сквозь десятилетия история, рассказанная острыми лезвиями коньков, осталась все такой же близкой и понятной зрителю — хоть и претерпела некоторые изменения. Выглядело это не как дань моде «осовременивать» все подряд: все изменения внесены бережно, с хирургической точностью, помогая истории стать не просто близкой — проникнуть под кожу, стать понятной для самых-самых маленьких зрителей. Что для современного ребенка «кузнец», почему этот человек так важен, что к нему тянутся за помощью со всей округи? А вот автослесарь, да еще и дизайнер по совместительству — понятный и современный образ. Попадание точное: что кузнец, что нынешний мастер выполняют одну и ту же работу, только современный Вакула «подковывает» и чинит не конские копыта и телеги, а автомобили. И так нежно, сохраняя самую суть, обошлись со всеми изменениями в классическом сюжете — не искажая, но подчеркивая актуальность истории, разворачивающейся перед глазами: будто хутор этот сказочный, с чертями и ведьмами, совсем рядом, стоит только вырваться из шумного города.

Немалую роль в этом сыграло музыкальное сопровождение — ни одна, даже самая прекрасная фонограмма не способна передать всю красоту звука так, как это сделали HARDY Orchestra, заняв вместе с вокалистами небольшую площадку на льду. Музыка звучала беспрерывно: современные популярные украинские треки перемежались потрясающими оркестровыми обработками народных песен, вдыхая в действие жизнь. В этих мелодиях вся суть украинского Рождества — в причудливом хитросплетении Потапа и Насти с традиционным «Щедриком», в смене колядок («попсы» старой) и новой поп-музыки, в постоянном обогащении культуры и верности традициям.

Но, конечно, все эти чудеса были бы невозможны без главных исполнителей — фигуристов. Не на всяких соревнованиях можно увидеть такую страсть и актерское мастерство, с которыми они выходили на лед — от самых больших и именитых серебряных призеров чемпионата Украины до самых маленьких, у которых не то что медали — школа еще впереди. Но не только харизмой блистали исполнители в тот сказочный вечер: кроме привычных, ценителям фигурного катания головокружительных серий прыжков, дорожек, поддержек и вращений, зрителям продемонстрировали и танцы на льду, и умопомрачительную акробатику. Гопак сам по себе исполнить дано не каждому, слишком много трюков и сложных прыжков (в том числе через голову на руки) в традиционной украинской пляске: зрители же могли увидеть это на ледовом покрытии и на каждом таком элементе сердце пропускало удары. Не от страха — от восхищения и гордости.

К сожалению, каким бы весельем ни были наполнены массовые сцены (в которых участвовали от 20 до 40 человек одновременно) и каким бы чувственным психологизмом ни наполнялись индивидуальные и парные номера, всему приходит конец. Главные герои воссоединились, массовые гуляния захлестнули хутор, а шоу закончилось, оставляя зрителей ждать новых, потрясающих воображение постановок.

А мы ждем ваших откликов по поводу спектакля.

Автор: Тамара Гладкая

ночь перед Рождеством
ночь перед Рождеством
ночь перед Рождеством
ночь перед Рождеством
ночь перед Рождеством