«Новая украинская школа»

новая украинская школа
12:06, 10 июня 2018

«Новая украинкая школа»: что она меняет, и в какую сторону, мы постарались рассказать в этой статье. 

«Новая украинская школа – наша ключевая реформа», – считают в  Министерстве образования и науки Украины. И поясняют главную цель проекта: создать школу, в которой будет приятно учиться, и которая будет давать ученикам не только знания, как это происходит сейчас, но и умение применять их в жизни.
В «новую украинскую школу» должно быть приятно ходить ученикам, потому что в ней прислушиваются к их мнению, учат критически мыслить, не бояться высказывать и отстаивать свою точку зрения, быть ответственными гражданами. В то же время, и родителям должно нравиться посещать эту школу, поскольку в ней будут царить сотрудничество и взаимопонимание.
Звучит красиво, но сколько мы уже слышали красивых слов по поводу разных реформ, и сколько уже раз видели, как красивыми  словесами всё и ограничивается. Потому, естественно, и ученикам, и учителям, и родителям хочется узнать детальнее, что скрывается под эффектным названием проекта «Новая украинская школа»; насколько она «новая» и насколько «украинская».  Министерство образования и науки предоставило нам такую возможность, рассказав подробнее об основных грядущих изменениях в системе школьного образования. 
Сразу отметим, что в Министерстве не скрывают, что реформа школьного образования рассчитана на годы, ибо невозможно быстро изменить традицию, взлелеянную в Украине на протяжении многих десятков лет. Однако изменения уже начались, и Министерство  делает всё, чтобы они оказались неотвратимыми. В частности, в сентябре 2017 года был принят новый Закон «Об образовании», который регулирует основные принципы новой образовательной системы. На очереди – принятие нового закона «Об общем среднем образовании», в котором будут более подробно раскрыты изменения, и утверждение нового Государственного стандарта начального образования.
Сейчас этот стандарт апробируется в 100 школах по всей Украине (по два первых класса). Ребята, ставшие школьниками в 2017-м, учатся по-новому: овладевают знаниями и навыками через деятельность, а во время утреннего «кола» учатся выражать свои мысли и чувства,  слушать других. С нынешнего года по-новому будут учиться все первоклассники Украины.
Новый Стандарт начального образования предусматривает, что учителя начнут  работать по другим подходам, поэтому Министерство совместно с общественным  союзом «Освіторія»,   международным фондом «Відродження» и студией онлайн-образования EdEra уже начало обучение тех учителей, которые примут в этом году  первые классы. 
Основные принципы реформы школьного образования изложены в Концепции «Новой украинской школы». Там можно  найти информацию о ценности реформы (например, ориентация на ученика, педагогика партнёрства, справедливое финансирование и т.д.), основные компетенции и видение, каким должен быть выпускник такой школы. Коротко о новинках рассказано в форме вопросов и ответов. 
ЧТО МЕНЯЕТСЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ?
Ключевое изменение для учащихся касается подходов к обучению и содержанию образования. В Министерстве образования и науки убеждены, что это – главное. Ведь цель «Новой украинской школы» – воспитать инноватора и гражданина, умеющего принимать ответственные решения и соблюдать права человека. Вместо запоминания фактов и определений понятий, ученики приобретут компетенцию.  Это – динамическая комбинация знаний, умений, навыков, способов мышления, взглядов, ценностей, других личных качеств, определяющих  способность человека успешно социализироваться, осуществлять профессиональную и/или дальнейшую учебную деятельность. Таким образом, формируется ядро знаний, на которое будут накладываться умение этими знаниями пользоваться, ценности и навыки, которые понадобятся выпускникам украинской школы в профессиональной и частной жизни.
Список компетентностей, которые должны приобрести  учащиеся, закреплён Законом «Об образовании». Он составлялся с учётом «Рекомендаций Европейского Парламента и Совета Европы по формированию ключевых компетентностей  образования на протяжении жизни» (приняты в 2006 г.). Среди них:
свободное владение государственным языком;
способность общаться на родном (при отличии от государственного) и иностранных языках;
математическая компетентность;
компетентность в области естественных наук, техники и технологий;
инновационность;
экологическая компетентность;
информационно-коммуникационная компетентность;
обучение в течение жизни;
гражданские и социальные компетентности, связанные с идеями демократии, справедливости, равенства, прав человека, благополучия и здорового образа жизни, с осознанием равных прав и возможностей;
культурная компетентность;
предприимчивость и финансовая грамотность.
Отметим, что Государственные стандарты могут расширять этот список.
Общими для всех компетенций являются так называемые «сквозные умения»: чтение с пониманием, умение выражать собственное мнение устно и письменно, критическое и системное мышление, способность логически обосновывать свою позицию, творческий подход, инициативность, умение конструктивно управлять эмоциями, оценивать риски, принимать решения, решать проблемы, способность сотрудничать с другими людьми.
Чтобы приобрести выше перечисленные компетентности, школьники будут учиться по такназываемому деятельностному подходу – чаще что-то делать вместо того, чтобы просто сидеть за партами и слушать учителя. 
Также Концепция «Новой украинской школы» предлагает внедрять интегрированное и проектное обучение. Это способствует тому, чтобы учащиеся получали целостное представление о мире, поскольку при таком подходе они  изучают явления с точки зрения различных наук, учатся решать реальные проблемы с помощью знаний по различным дисциплинам.
А ещё реформа предполагает создание должной образовательной  среды. Это понятие не ограничивается наличием качественной техники или мебели, хотя благодаря децентрализации, финансирование школ увеличилось, и во многих учебных заведениях постепенно обновляется материально-техническая база. 
Изменение образовательной среды – это изменение отношения к ребёнку: уважение, внимание к нему, стремление найти оптимальный способ для его эффективного обучения. 
ЧТО МЕНЯЕТСЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ?
Как справедливо полагают авторы Концепции «Новой украинской школы», учитель – это тот человек, на котором держится реформа. Без него (неё) невозможны никакие изменения, поэтому один из главных принципов Концепции – мотивированный учитель. Отсюда цель: способствовать профессиональному и личному росту учителей, повышать их  социальный статус.
Чтобы учить по-новому, учитель должен получить свободу действий – выбирать учебные материалы, импровизировать и экспериментировать. Эту свободу даёт новый закон «Об образовании».
Министерство может предлагать типовые учебные программы, однако любой учитель или авторская группа смогут их дополнять или создавать свои. Учитель теперь ограничен только Государственным стандартом. В этом документе обозначены результаты, что должны знать и уметь учащиеся, закончившие определённый этап обучения. Зато, как достичь эти результаты, учитель будет определять сам.
Учитель, получивший свободу учить, должен получить и свободу учиться. Эта свобода тоже предусмотрена реформой. Половину обязательных часов повышения квалификации учитель сможет проходить не в институтах последипломного педагогического образования, а там, где сам захочет. Есть только два требования к нему: за пять лет время, потраченное на повышение квалификации, должно составить 150 часов, и такое обучение должно происходить ежегодно.
Сейчас Министерство образования и науки разрабатывает процедуру, по которой бюджетные средства, выделяемые на повышение квалификации учителей, можно было направлять общественным и частным организациям.
А чтобы мотивировать учителей ещё и финансово, Министерство введёт сертификацию. Это добровольная проверка, прохождение которой позволит учителям получать 20-процентную надбавку к должностному окладу и освободит от аттестации.
ЧТО МЕНЯЕТСЯ ДЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛ?
«Новая украинская школа» предполагает, что учебные заведения должны получить больше  свободы действий, поскольку ответственность и свобода идут рука об руку. Поэтому Закон «Об образовании» предусматривает кадровую автономию. Теперь директор школы может самостоятельно назначать своих заместителей, принимать на работу и увольнять педагогических работников. Кроме того, руководители школ (как и учителя) уже принимаются на работу по срочному контракту. Директор школы избирается по конкурсу. Один человек сможет быть на этой должности не более двух сроков – до шести лет. Если она (он) назначается на эту должность впервые, первый срок будет составлять два года. После этого срока этот человек сможет занимать другие должности в этой школе или участвовать в конкурсе директоров в другой школе.
ЧТО МЕНЯЕТСЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ?
Один из принципов «Новой украинской школы» – партнёрство, в том числе между школой и родителями. Родители могут создавать свои органы общественного самоуправления, а значит – влиять на образовательный и воспитательный процессы. Теперь родителям будет легче контролировать финансы школы. Все учебные заведения, которые получают публичные средства (например, бюджетные средства и благотворительные взносы), обязаны обнародовать свою смету и информацию о расходах. Родители теперь могут осуществлять перечисления благотворительных взносов целенаправленно на школу, а не собирать наличные средства, которые очень сложно учитывать и контролировать.
Сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса – учителями, учениками, администрацией и родителями – краеугольный камень, который поможет достичь все другие результаты. Ведь только так можно воплотить главную цель: изменить образовательную среду, внедрить обучение для жизни. А главное – сделать украинскую школу открытой, интересной и современной.
Публикуя основные положения Концепции «Новой украинской школы», мы предлагаем нашим читателям высказать своё мнение по данной проблеме. 
Переведено с сайта Министерства образования Украины: www.mon.gov.ua