Рукотворный волшебный мир

костюмеры и гримеры
09:07, 07 июля 2017

Состоялась защита дипломов   гримёров и костюмеров  Одесского театрально-художественного  училища.

26 июня 2017 года состоялась защита дипломов   гримёров и костюмеров  Одесского театрально-художественного  училища.   Зал был переполнен, зрители стояли даже в проходах. И это не удивительно, ведь каждый год во время показа дипломных  работ выпускников этого училища на подмостках сцены разыгрывается настоящий   спектакль – с музыкой, танцами и постановочными сценами.  Перед  нами  словно  оживают исторические персонажи, герои  мифов и сказок, литературных произведений и кино.  
О  демонстрации любого дипломного проекта выпускников Одесского театрально-художественного училища можно долго  рассказывать, подчёркивая, что все выпускники серьёзно подошли  к своему заданию,  тщательно и скрупулёзно  трудились  над созданием деталей костюмов и образов,   увлечённо изучали материалы,  рисовали  эскизы. Для того чтобы полностью раскрыть тему  своего  дипломного проекта,  некоторые  представили сразу несколько дополнительных образов.  Время, отведённое  на создание костюма для дипломной работы, строго ограничено – всего шесть недель. И за столь короткий срок  дипломники  должны проявить себя  в полной мере, показать себя   настоящими  специалистами своей  будущей профессии. Хотелось бы добавить, что некоторые работы были весьма оригинальными. Для зрителей словно открылись двери в волшебную сказку. 
Руководителем всех дипломных проектов  искусства театрального костюма является талантливый педагог – Анна Вячеславовна Лагунова, которая не только советами помогала своим подопечным воплотить в жизнь их фантазии и замыслы. Рецензентом выступила  кандидат педагогических наук, доцент – Марина Викторовна Воронина.
Все работы оценивала Государственная экзаменационная комиссия, состоящая из настоящих  профессионалов, под председательством  известного украинского режиссёра театра и кино, Заслуженного артиста Украины  –  Александра Ильича Балабана.
Сначала свои дипломные работы  представляли  выпускники специализации «Художественно-костюмерное оформление театральных спектаклей и кино». Демонстрация всех показов дополнялась музыкальным сопровождением. Но мне хотелось бы рассказать о  самом мероприятии  подробнее, чтобы читатель смог себе  представить, как всё это происходило.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОСТЮМЕРОВ
Зрители замерли в ожидании, слышно, как стучат сердца.  Но вот  поднялся занавес,  зазвучала  приятная мелодия, и  грациозно и неторопливо, на сцену из клубящегося тумана  выплыли, словно чёрная и белая лебёдушки, две  красавицы в роскошных платьях и головных уборах. Так  Аксинья  Винник представила свою тему:  «Отображение идеи противоположностей в художественных образах по мотивам мифологии стран мира». 
Следующим номером программы была показана история о молодом человеке, которого постепенно  одолевали греховные страсти: лень, сребролюбие, гордыня и гнев. Необходимо отметить, что выпускницы по своим эскизам создавали костюмы и аксессуары персонажей.    Первой явилась  Лень в белом пышном платье, затем появилось Сребролюбие в кожаных доспехах и рогатом шлеме,  следом за ней Гордыня, облачённая в траурные цвета, украшенная высокой чёрной короной, а после явился Гнев в зелёном платье, украшенном воротником из павлиньих перьев. Так Кристина Смирнова и Мария Киселёва воплотили свою тему:  «Создание художественных образов по мотивам христианского учения о греховных страстях». 
После их защиты  зазвучало зажигательное  испанское фламенко, и на сцене оказались жгучая цыганка вместе с галантным кабальеро. Это Лада Шакалова представила свою тему: «Создание художественных образов по новелле Проспера Мериме "Кармен"». Хочется отметить, что выпускница для сотворения образа  досконально  изучила создание испанского костюма тореадора, что было отмечено государственной комиссией. 
Кульминационным завершением первой части программы  явился показ сцен из балета «Спящая красавица». Сначала  под божественную музыку Чайковского закружились в фуэте четыре грациозных красавицы в оригинальных головных уборах  и ярких красочных  платьях, и вдруг в окружении пляшущих крыс и чёрных троллей, появилась злая колдунья Карабос в расшитом пышном платье и тростью в руках. Изготовлением   костюмов персонажей,  воплощением образов и созданием аксессуаров к постановке этого балета, занимались  выпускницы училища  – Татьяна Куруч и Наталья Чургулия, которые  поблагодарили артистов Одесского театра оперы и балета за поддержку и за то, что они в свой выходной день нашли время и пришли показать зрителям и болельщикам своё танцевальное искусство.
ПРЕПОДАВАТЕЛИ ГРИМЁРНОГО ОТДЕЛЕНИЯ                  
Прежде чем перейти к рассказу о второй части программы, мне  хотелось бы сообщить, что в этом году исполняется 65 лет гримёрному  отделению Одесского театрально-художественного училища, поэтому скажу несколько слов о преподавателях,  под чьим умелым руководством студенты  получают многогранную подготовку. Благодаря  полученным знаниям и навыкам, выпускники могут работать не только гримёрами в театре и кино (что само по себе очень интересно), но и визажистами, стилистами и мастерами-парикмахерами. 
Это означает, что  гримёр никогда не останется без работы. Преподаватели гримёрного отделения всегда в курсе последних тенденций  моды,  так как сами являются квалифицированными и востребованными специалистами в этой  области. 
Преподаватель макияжа и декоративной косметики Инна Козачук – призёр многочисленных республиканских и международных конкурсов.  Каждый год под её руководством студенты участвуют в профессиональном конкурсе по визажу, получая наградыи занимая призовые места. 
Преподаватель по киногриму Ирина Иванова – опытный киногримёр,  за плечами которой  множество кинолент и передач,  сделанных  по франшизе «один в один». Она  преподносит основы пластического грима (что не преподают больше ни в одном учебном заведении). 
Преподаватель грима Светлана Рачкова – тоже работает в кино и на телевидении, ведёт уроки по  современным причёскам. Светлана всегда востребованный специалист, практикующий мастер-парикмахер. 
На уроках исторической причёски под руководством Ирины Качаловой студенты выполняют все исторические причёски, начиная с древнего мира и до наших дней. 
Более полувека передаёт секреты мастерства Ольга Григорьевна Вирановская, которая знает,  как изготовить все виды пастижей: париков, шиньонов, усов, бород, бровей и ресниц.  
Если мастерство костюмера,  прежде всего, связано с историческими и литературными  персонажами,  а изготовление костюма – это кройка, шитьё, декор одежды, разработка художественных деталей и т.д., то у гримёров не обошлось без персонажей сказок, мифов  и фантастических образов. Как объяснила руководитель гримёрного отделения, Ирина Георгиевна Насибуллина: «Гримёр – это волшебник,  чьей задачей стоит изменить внешность актёра при помощи таланта, подручных средств и миллиона профессиональных хитростей. Задачи, которые ставят перед ним – самые разнообразные. Например, из полного человека – создать визуально худого, из злобной гримасы – сотворить доброе выражение лица,  изменить форму губ,  глаз, овал лица  и т.д. 
СПАСЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО  ФИЛЬМА
Многие знают, что на съёмочной площадке гримёр незаменим, так как выручает всю киногруппу. В качестве примера  Ирина Георгиевна поведала одну историю.
Однажды зарубежная кинокомпания,  приехав на Одесскую киностудию,  отправилась снимать фильм в соседнюю область.  Когда они прибыли на место съёмок, выяснилось, что их гримёр забыла в номере гостиницы «шрам», перечёркивающий щёку главного героя. Что же делать?  Необходимо отменять съёмки! До Одессы, даже  при быстрой езде, – часа четыре, а ещё необходимо вернуться засветло обратно… Это было полное фиаско! 
Режиссёр гневно кричит: «День потерян!  Шрама такого здесь не достать,  так как  он выполнен из  специального материала». И вдруг  одна из наших выпускниц, которую случайно взяли в массовку, говорит: «Покажите фотографию актёра». Когда она увидела снимок, то при помощи бумаги, бинта и косметических средств, сумела создать точно такой же «шрам». Съёмки продолжились незамедлительно! Впоследствии прежнего гримёра уволили, а с выпускницей, выручившей всю группу,  эта кинокомпания заключила  контракт.  
ПОКАЗ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ГРИМЁРОВ
Хочу отметить, что в стенах  Одесского театрально-художественного училища  гримёров обучают многому: наложению грима различных видов, в зависимости от поставленной задачи оперный, театральный, киногрим, светоотражающий. Помимо этого, ещё и  парикмахерскому искусству, где девочки учатся делать причёски различных исторических эпох – от Древнего Египта до наших дней.  их Их также обучают макияжу, боди-арту, изготовлению  пастижа  (различных наклеек, преимущественно на лицо – бороды, усы,  парики, маски, полумаски и т.п.). Итогом обучения является самостоятельная работа, которую выпускница выполняет в течение полутора месяцев, при этом, тему для своего  проекта девушка выбирает сама, а затем согласовывает с преподавателями.  Прошедший ежегодный показ, явил это в полной мере. Девушки не только представили  яркие запоминающиеся  образы, но и поделились секретами мастерства, рассказав присутствующим, какая техника применялась для создания того или иного персонажа.
2017 год по восточному календарю – «Год Петуха», поэтому решили начать программу показом персонажей из классического произведения  А.С.Пушкина – «Сказка о Золотом петушке», что явилось весьма символичным. 
Первым на сцену вышел Царь Дадон, а  следом за ним появились  Шамаханская царица и Мудрец в высокой чалме. Созданием этих образов под руководством Инны Козачук занималась Соня Самойлова. Как  было отмечено Государственной комиссией, классический театральный грим, профессионально выполненные пастижи, показали дипломантку как настоящего специалиста и готового мастера.  
Тема греческой мифологии привлекла следующую выпускницу – Валерию Струтманс. Под напряжённую музыку перед зрителями развернулась нешуточная схватка между Персеем и Медузой Горгоной,  в которой, отрубив фурии голову, герой одержал победу. Отрубленную голову, причёску Горгоны и другие аксессуары девушка изготовила сама.  Медуза Горгона, с шевелящимися на голове зелёными змеями,  явилась очень театральной. Руководителем этого диплома выступила Ирина Николаевна Чалая.
Следующие персонажи заставили зрителей погрузиться в сказку Г. Х. Андерсена «Русалочка», в толщу вод, прямо  на дно океана, где разыгралась сцена между Нептуном и красочной Медузой.  Повелитель своим трезубцем указывал путь, а Медуза, шевеля щупальцами, не хотела подчиняться воле Морского царя. Такое оригинальное решение под руководством Светланы Рачковой  представила взору зрителей Марина Бершадская. Для создания образов девушка выполняла головные уборы персонажей, создала шапку Медузы, щупальца, аксессуары и т.д. Применялись техники  пластинчатого грима и  боди-арта, а нательная роспись Нептуна и Медузы выполнялась при помощи аэрографа и специальных красок, которые позволяют актёрам, находиться под длительным действием софитов, не причиняя вреда коже.
Увлечение  народным  фольклором  помогло Полине Косянчук  под руководством Татьяны Соловьёвой придумать необычное решение образа  Мавки из сказки-феерии Леси Украинки «Лесная песня». Мавка явилась взору зрителей  прекрасной девушкой в прозрачном одеянии, с серебристым  венком на голове, из-под которого струились белёсые пряди. Ярким и красочным получился образ дополнительного персонажа – Лукаша.  
Зрители снова застыли в ожидании, звучат триумфальные аккорды, раздвигается занавес, и из густого  тумана возникает человеческое существо, за которым гонится инопланетный монстр. На девушке разорванное одеяние, она худа и бледна. Вот инопланетянин настигает свою жертву, и в этот момент у него под прозрачной черепной коробкой, начинает светиться мозг…  
Воплотить фантастические образы из  произведения Стивена Кинга «Томиноккеры» Татьяне Иванько помогала  руководитель проекта – Ирина Иванова. Помимо этого, выпускница связалась с одним из известных голливудских гримёров, который дал ей несколько полезных  рекомендаций. Прозрачный череп со светящимся мозгом стал интересной творческой находкой Татьяны Иванько. При защите проекта выпускница рассказала, как осуществлялось выполнение задания. 
На болванку из структурного пластилина она изготовила рельеф мозга инопланетянина.   Прозрачный череп был отдельно изготовлен из латекса. Для изготовления физиономии существа был сделан специальный слепок из  структурного пластилина,  были созданы  рогоподобные выступы для рук и ног и т.д. В  работе над этим проектом применялись    театральный грим,   косметика,   пластический грим и  боди-арт.  
Зрительный зал снова погрузился в темноту. Вдруг в середине ряда  зажёгся фонарик, который нёс в своей руке приветливый сказочный герой. Внезапно из тумана на сцене возникают два монстра. Так под руководством Светланы Рачковой воплотились в реале персонажи произведения  «Большой добрый великан», создала которых выпускница  Александрой  Белей. Девушка  показала  своё мастерство  в характерном гриме, пластическом гриме и пастиже.  
Очень красочными и загадочными вышли образы птиц из славянской мифологии в исполнении Валерии Ковальчук, выполненные в технике макияжа. Руководитель проекта – Козачук Инна. Дипломантка представила  двух персонажей Алконост и Сирин. Алконост – птица белого цвета, символ чистоты и невинности. Сирин – чёрный  персонаж, олицетворяющая тёмную силу –  птица печали, воплощение несчастной души. Автор создала её в тёмной гамме, тем самым подчеркнув драматичность образа. Вдохновением для создания проекта  послужили картины французского художника Эрте. 
Бурю аплодисментов заслуженно получила Лолита Иванова, взявшая тему «Мифология ацтеков», с которой  великолепно справилась. Руководитель диплома  – Чалая Ирина.  Её персонажи –  Бог Солнца и Войны и Воин-ацтек  получились очень натуралистичными: с рублеными чертами лица и характерной индейской раскраской.
В мифологии ацтеков бог Уицилопочтли –  позитивный герой своего народа. Он каждый день борется со злыми силами, а за это люди должны приносить ему кровавые жертвы. Хотелось бы отметить, что  за яркой внешностью персонажей стоит большая кропотливая работа, которую проделала выпускница.
Для создания образа Бога  изготовлялась маска из папье-маше. Также была отлита гипсовая форма лица натурщика, вылеплены дополнительные объёмы из структурного пластилина: нос, подбородок, скулы и надбровные дуги. Тела Лолита  расписала аквагримом, на кожу натурщиков   нанесла ритуальный рисунок. Для Воина-ацтека, сопровождающего Бога,  Лолита изготовила   лысый  парик из силикона с шиньоном из кониколона. Накладные шрамы изготовила из протезного желатина. При помощи пластичной пасты изменила форму носа, надбровных дуг и т.д. Выпускницей были также изготовлены  набедренные повязки, наплечники, головной убор, украшения и аксессуары – посох и копьё.  
И завершающим номером программы явился показ миниатюры из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье». На сцене, маленькая девочка, пройдя сквозь высокую резную раму, попадает в сказочный мир Зазеркалья, где встречает двух Шахматных королев. Персонажи получились такими, как их описывает писатель: чопорная, педантичная особа, не лишённая некоторой приветливости, квинтэссенция всех гувернанток – Чёрная королева.  И её противоположность – Белая королева – очень добрая бедняжка, всегда говорящая  глупости. Милое и доброе существо.  
Создание образов  Шахматных королев принадлежит Оксане Солоповой.  Руководитель проекта –  Татьяна Соловьёва. Вдохновением для создания костюмов и образов послужила эпоха Испанского Возрождения. Этот период характеризовался модой на пышность форм, высокими и объёмными париками, применением каркасов.   Королевы, созданные Оксаной  Солоповой, с потрясающими пастижами,  интересным макияжем, в роскошных платьях,  получились действительно сказочными.
В завершение программы  выступила директор Одесского театрально-художественного училища – Марианна Амирановна Каджаева.  Директор поблагодарила всех, кто помогал в подготовке защиты дипломов, преподавателей и работников ТЮЗа, подчеркнув, что впервые в показах  принимали участие артисты Одесского театра оперы и балета. Также поведала,  что бутафоры училища  недавно работали над изготовлением экспонатов для Музея Театра музыкальной комедии, который вскоре должен открыться. Она  поздравила дипломанток, отметив, что все проекты  были выполнены на высоком профессиональном уровне. 
Нашей редакции хочется, присоединиться к поздравлениям,  пожелать выпускницам найти достойное применение своим талантам и  счастливого творческого пути! Думается, что всё у них будет хорошо, ведь благодаря полученным в  Одесском театрально-художественном училище знаниям и навыкам, они научились создавать волшебный сказочный мир своими руками.
Автор: Вячеслав Слисарчук
 
гримеры и костюмеры
гримеры и костюмеры
гримеры и костюмеры
гримеры и костюмеры
гримеры и костюмеры
гримеры и костюмеры
гримеры и костюмеры
гримеры и костюмеры
гримеры и костюмеры
гримеры и костюмеры
гримеры и костюмеры
Защита дипломов   гримёров и костюмеров  Одесского театрально-художественного  училища
гримеры и костюмеры
гримеры и костюмеры
гримеры и костюмеры
гримеры и костюмеры
гримеры и костюмеры
гримеры и костюмеры