ЙОМ-КИПУР

01:09, 18 сентября 2018

Через десять дней после праздника Рош-Ашана наступает черед нового праздника — Йом-Кипура.

В осеннем месяце тишрей праздники следуют один за другим, а всего осенью их 4. Обычно слово «Йом-Кипур» переводят как «Судный день», (например «Война Судного дня»), однако Судным является совсем другой день, точнее дни. Всевышний судит этот мир 1 и 2 тишрея, в дни Рош-Ашана, а затем нам дается время на исправление (ведь если судить по справедливости, то для каждого из нас приговор окажется несовместимым с жизнью). В десятидневный период от Рош-Ашана до Йом-Кипура (т.н. «Грозные дни» или «Дни трепета») мы пытаемся все-таки пробудить милосердие Всевышнего и упросить его даровать нам жизнь (судя по демографическим сводкам, а также пробкам и общественному транспорту в часы «пик», нам пока это удается). Так что Йом-Кипур это не «Судный день», а скорее «День рассмотрения Высшим судом кассационной жалобы». Или, если хотите, можно переводить это название как «День Искупления». 
 
Еще одно название праздника — «шабат шабатон», т.е. «суббота суббот». Помимо обычных субботних запретов, вроде запретов на работу, включение-выключение огня и света, использование денег и т.д., на время Йом-Кипура действуют пять дополнительных запретов. В течение этого дня: 
  • запрещено умываться (даже холодной водой; и только после посещения туалета омывают кончики пальцев); 
  • запрещено использовать парфюмерию; 
  • запрещены интимные отношения;
  • запрещено носить кожаную обувь; 
  • запрещено что-либо пить или есть (т.е. люди соблюдают строжайший пост в течение суток; примечание: если человек серьезно болен, то запрет отменяется, то же самое касается детей и рожениц). 
Целью поста в Йом-Кипур является вовсе не желание уморить человека голодом, а намерение не отвлекать его от мыслей о раскаянии, поэтому перед Йом-Кипуром рекомендуется хорошо поесть. Еврейские мудрецы даже говорили, что тот, кто накануне Йом-Кипура хорошо поел, как будто дважды провел Йом-Кипур, т.к. сытый желудок не отвлекает владельца от мыслей о Главном). 
 
Кроме того, Йом-Кипур — один из четырех дней в году, когда в синагогах читают специальную поминальную молитву «Изкор» (ударение на «И»), в которой молящийся просит Всевышнего дать душе умершего покой, Б-жественный свет и место среди душ праведников. 
 
В Йом Кипур принято надевать белую одежду, символизирующую чистоту помыслов и делающую людей похожими на ангелов. Нужно помнить, что в этот день прощают грехи только по отношению к Б-гу. Прегрешения, совершенные по отношению к людям, могут простить только они. 
 
Накануне Йом-Кипура принято совершать обряд искупления — «капойрес». Каждый мужчина приобретает живого петуха, а женщина — курицу. Если невозможно достать петуха, разрешается приобрести гуся или других кошерных птиц, животных и даже рыб. В самом крайнем случае можно провести капойрес «на деньги», взяв сумму равную стоимости петуха или курицы, хотя с птицей все-таки лучше.
 
Взяв птицу в правую руку, читают установленный мудрецами текст, а затем вращают ею над головой, говоря: «Это — моя замена, мой заместитель, мое искупление. Этот петух умрет, а мне предстоит долгая, добрая и мирная жизнь». Эти слова произносятся трижды. После этого петуха/курицу режут, а мясо отдают бедным людям (или продают птицу, а ее стоимость отдают на благотворительность). Но не следует думать, что тому, кто совершает капойрес, прощаются все грехи. Слово «искупление» нужно понимать как «замену вместо меня в качестве выкупа», то есть, как бы вместо нас умирает петух. 
 
Также в день предшествующий Йом-Кипуру принято просить раввина общины кусочек лейках (медового пирога), и затем кушать его, желая друг другу «Лешана това у-метука!» («Доброго и сладкого года!»). Смысл этой традиции в символическом пожелании: если нам в следующем году и придется протягивать руку за подаянием, то пусть нам смогут помочь не посторонние люди, а близкие (чтоб не пришлось стыдиться), и уж если нам придется просить, то пусть это будет лейках, т.е не кусок хлеба, необходимый для выживания, а медовый пирог -- вещь явно не первой необходимости. 
 
И последнее замечание, для лучшего понимания происходящего: десятидневный срок для исправления Всевышний отпускает евреям (у Него с нами особые счеты). Остальным народом для исправления дается три недели, вплоть до дня Ѓошана-раба (21 тишрея).